Что такое метавселенные и кто будет на них зарабатывать?

Большинство объяснений термина Metaverse сводятся к сравнению с «Первому игроку приготовиться». Это не лучший пример: слушатель вспоминает про аватары, гонки и финальную битву, и упускает главное — вопрос собственности.
Настоящая метавселенная — это не «Первому игроку приготовиться», не «Матрица», и тем более не продвинутая MMORPG. Это сплав web3, блокчейна и виртуальной реальности. Объясняем, что же такое эти ваши метавселенные.
Что такое метавселенная простыми словами
Metaverse — это интернет будущего. Он интерактивный, поддерживает виртуальную реальность и финансовые операции без посредников. Его можно использовать для общения, развлечений и даже для работы.
Допустим, вы — разработчик, и вам удобно работать с тремя мониторами. Представьте, что вместо мониторов вы покупаете качественный шлем виртуальной реальности, подключаете его к какому-нибудь Metaverse и создаете вокруг себя сколько угодно виртуальных мониторов.
Хотите сменить окружение — и вот вы и мониторы висите посреди космоса или лежите на виртуальном пляже. Понадобилась помощь — к вам подключается друг и показывает ошибку в коде на виртуальном мониторе.
Когда вы закончите работу, то продадите свое приложение прямо в метавселенной. Купите за него участок виртуальной земли и построите там виртуальный офис, чтобы принимать будущих клиентов.
У метавселенных много юзкейсов: продажа цифровых объектов, общение, организация труда, демонстрация физических товаров, обучение и любые другие виды интерактивов. Использовать виртуальную реальность необязательно, но с ней все становится интереснее.
Зачем метавселененной нужен блокчейн
Главная задача метавселенных — дать пользователям инструменты для творчества. Собственно, по качеству инструментов и возможностям создания и классифицируются «версии сети»:
- web1 — ручное создание веб-страниц с текстом, ссылками и картинками;
- web2 — быстрое создание страниц в соцсетях, визуальная верстка сайтов, создание фото и видео в вебе;
- web3 — создание виртуальных миров, механик и цифровых объектов с явным правом собственности.
Также web3 подразумевает куда более строгое отношение к правам собственности на цифровые объекты, чем сейчас. Вспомните пример с виртуальными мониторами и представьте, что за каждый монитор вам нужно платить по $5 в месяц. Или же допустим, вы хотите устроить виртуальный концерт: можете сами моделировать сцену и сделать шейдеры для фейерверков, а можете арендовать их у другого пользователя.
Тут и пригодится блокчейн: NFT нужны для подтверждения права собственности, а смарт-контракты — для заключения сделок вроде аренды виртуального монитора или продажи 3D гитары.
Когда зародились первые метавселенные
Первый прототип метавселенной — Active Worlds — появился в 1995 году. По механике он напоминает продвинутый Minecraft: пользователи строят что хотят, создают собственные 3D-модели в конструкторе, загружают свои текстуры и даже получают право собственности на территорию и построенные на ней объекты. Разработчики зарабатывают на продаже годовых подписок — так называемого «гражданства» на выбранных мирах.
В 2003 году у Active Worlds появился более яркий конкурент — игра Second Life. Изначально в ней было только три активности: общение, строительство и разработка внутренних скриптов. С помощью скриптов игроки могли изменить внешний вид и анимации аватара, создавать новые геймплейные механики и автоматизировать действия.
В итоге в Second Life появились люди, которые делали 3D-модели и анимации аватаров на заказ, бригады строителей и ландшафтных дизайнеров, внутриигровые наемные разработчики, продавцы собственноручно смоделированной одежды, рекламные агентства и земельные магнаты, банкиры и букмекеры, преподаватели иностранных языков и переводчики, виртуальные спортсмены, путешественники и даже фотографы, которые купили скрипт-фотоаппарат и зарабатывали на фотосессиях для игровых аватаров.
Если в игре чего-то не было, игроки писали собственные скрипты и дорабатывали геймплей. Например, сообщество создало сервисы для обмена внутриигровой валюты на доллары и спекуляций на разнице курсов. Милитаристы писали и продавали скрипты для внутриигрового оружия. Любители истории покупали римские туники, а потом приходили в виртуальный Колизей послушать речь Цицерона против Катилины.
Несмотря на все это, Second Life — не полноценная метавселенная. Дело в праве собственности: пользовательский контент находится на серверах разработчиков игры, а игроки по факту ничем не владеют. Эту проблему и должен решить блокчейн, NFT и децентрализованные способы хранения данных.
Лучший пример метавселенной с блокчейном и правом владения — игра Decentraland. Как и в Second Life, пользователи создают предметы и геймплейные механики, но в виде NFT.
Сейчас над метавселенными работают много крупных компаний: Meta (бывшая Facebook) просто что-то делает, Epic Games устраивает виртуальные концерты внутри Fortnite, Gucci и H&M открыли магазины внутри Roblox, Unity и Microsoft работают над инструментами виртуальной реальности. И все они утверждают, что метавселенные станут главным трендом следующего десятилетия.
Кто будет зарабатывать на метавселенных
Судя по опыту Active Worlds, Second Life и многих MMORPG, заработок в них не отличается от заработка в реальной жизни. Можно выполнять рутинную работу и получать небольшую зарплату. Можно создавать контент, продавать его другим пользователям и зарабатывать больше. Можно с помощью метавселенной улучшить свою продуктивность в реальном мире, как в примере с виртуальными мониторами.
Грубо говоря, в метавселенных будут зарабатывать те, кто и так умеет зарабатывать в реальном мире. И виртуальные земельные магнаты, конечно же.
Подписывайтесь на социальные сети Tezos Ukraine, чтобы быть в курсе всех событий мира Tezos:
- Telegram-канал
- Facebook.
- Twitter на русском и украинском языках
- Twitter на английском языке
- YouTube-канал
- hub на ForkLog